Премия Рунета-2020
Уфа
+3°
Boom metrics
Спорт11 апреля 2010 22:00

Чтобы покорить супругу, Ирек Зарипов посвящал ей стихи

Четырехкратный чемпион Параолимпиады в Ванкувере Ирек Зарипов рос в самой обычной семье: отец много лет трудился на силикатном заводе, мать долгое время работала продавцом [эксклюзивные фото и видео]

«ДВА ГОДА ЖИЛ В ЧЕТЫРЕХ СТЕНАХ»

- Я фаталист - верю в судьбу и считаю, что происходит то, что должно было произойти. От предначертанного не уйти! Но тогда, 10 лет назад, я думал иначе. Мне было 17 лет, когда случилась эта авария. Мы с другом ехали из гаража домой на мотоцикле и решили обогнать грузовик, тот, в свою очередь, тоже начал обгонять впереди идущую машину. В итоге мы столкнулись. Друг отлетел в сторону, а я попал прямо под колеса грузовика и лишился обеих ног. Суд потом признал виновным водителя грузовика, но разве это могло уже что-то изменить?

Была угроза жизни: я потерял очень много крови около 3,5 литра, два или три дня провел без сознания в реанимации, был на грани между жизнью и смертью. Даже врачи не решались делать какие-то прогнозы. «Тут одно из двух: либо выживет, либо нет», - говорили они. «Если сердце сильное - выкарабкается». Сердце, к счастью, выдержало. Когда я очнулся, вообще не понимал, что происходит вокруг, потому что был буквально накачан всевозможными обезболивающими и лекарствами. Родители тут же сказали: «Все в порядке, сынок, не переживай! Ты справишься мы с тобой!».

Два года я жил, как растение: ел, пил, спал. Один день мало чем отличался от другого. На улице бывал редко, потому что мы жили на пятом этаже, инвалидная коляска на тот момент у меня была наша, российская, страшно тяжелая, да и сам я сильно прибавил в весе - весил почти 90 килограмм. Спускать и поднимать меня в коляске с пятого этажа отцу было непросто - он, можно сказать, занимался тяжелой атлетикой. Поэтому фактически я жил в четырех стенах - для прогулок оставался лишь балкон. Иногда, конечно, выезжали куда-нибудь с семьей, но это случалось редко.

До аварии я вообще не представлял и не задумывался о том, какую жизнь ведут люди-инвалиды. Не столкнувшись с такой бедой - ты ее просто не познаешь. Это была черная полоса, которая не заканчивалась. Пошатнулось здоровье матери: на нервной почве у нее обострились все болячки, она лежала в больнице с межпозвоночной грыжей, потом отнялась нога. Я в инвалидном кресле, мать в больнице - представляете, каково было отцу? К тому же у него у самого начались проблемы на работе, и ему пришлось срочно искать новое место. Фактически сидели без денег. Это было очень тяжелое время - никому такого бы не пожелал.

«ПОСЛЕ ВТОРОГО «ЗОЛОТА» МЕНЯ НАЧАЛИ УЗНАВАТЬ НА УЛИЦЕ»

Но мир не без добрых людей: всегда находились те, кто нам помогал: друзья, родственники, просто знакомые. Помогали морально, материально, всем, чем только могли. Отдельное спасибо моим родителям, которые пережили со мной самое трудное время. Они-то, кстати, и произнесли фразу, которая перевернула все: «Посмотри, на кого ты стал похож! Надо что-то делать, хватит сидеть на месте!».

К тому времени мне начал звонить Рустам Басыров из городского общества инвалидов. Он буквально настаивал:

«Попробуй себя в тяжелой атлетике». Я посоветовался с родителями, те одобрили: «Давай!». Кстати, до аварии тяжелой атлетикой я никогда и не занимался, а тут соревнования на носу - уже через три месяца! Друзья притащили мне штангу, грузы, гантели, я нашел специальную литературу - к тому времени у меня уже появился Интернет, почитал, какие существуют методики, и начал заниматься. Каждый день! Кроме того, сел на специальную диету и за несколько месяцев сбросил 32 килограмма: похудел с 92 до 60. Эти соревнования я, кстати, выиграл, а там уже не за горами Спартакиада Башкирии - с помощью Рустама начал осваивать новые виды спорта: плавание, настольный теннис. Выступал за Стерлитамак и практически всегда занимал призовые места.

После переключился на легкую атлетику. Мне понадобилась специальная спортивная гоночная коляска. Они в большинстве своем производятся за рубежом: в Америке, Китае, Японии. Это сейчас я более-менее в курсе, а тогда просто не знал, где и у кого ее можно купить или заказать. Мне рассказали про оренбургского спортсмена-инвалида, который когда-то сам выступал за российскую сборную по легкой атлетике - у него такая коляска была, хоть и совсем старенькая. Именно на ней и проходили мои первые тренировки.

После легкой атлетики настал черед лыжных гонок: мне подсказали, что в Уфе есть тренер Амир Гумеров, и посоветовали непременно его найти. Мы познакомились, решили, что будем работать вместе. Для него это тоже стало своего рода экспериментом: раньше он с колясочниками не работал вообще! В сборную страны по лыжным гонкам я попал за полгода до начала Параолимпиады в Турине 2006-го года. Попал, по сути, авансом: квота была большая, а ребят не хватало, то есть место есть - человека нет. Зато в Турине в одной из гонок остановился в шаге от пьедестала почета, став четвертым.

На Игры в Ванкувере ехал уже за медалями: эти четыре года был лидером сезона, этапов Кубка мира. Мечтал о двух золотых медалях, хотя тренер рассчитывал только на одну награду. После второго «золота» меня начали узнавать на улицах Ванкувера, после третьего и четвертого вообще творилось что-то невероятное: стоит только где-нибудь появиться, как тут же окружает толпа прохожих, болельщиков: просят автографы и фото на память.

Чувствую, что и на родине за Параолимпиадой следили абсолютно все. Вот вчера в магазине ко мне подходит девочка и протягивает игрушку: «Я хочу подарить ее вам за то, что вы такой сильный!».

Могу сказать, что я давно уже ощущаю себя абсолютно полноценным человеком. И даже на инвалидности не зацикливаюсь - все это я уже в себе переборол…

«МЕЧТАЮ СЫГРАТЬ С ГРУППОЙ «ЧАЙФ»

Супругу Лену я встретил, когда мне было 15 лет, а ей 14. Познакомились на новогодней горке: я был с друзьями, она - с компанией девчонок. Пообщались месяц, в следующий раз встретились только в 2006-м - через шесть лет после аварии: я тогда только вернулся с туринской Параолимпиады. Случайно столкнулись на улице: она шла с подружкой и увидела знакомое лицо. Поздоровались, обменялись номерами телефонов, правда, я практически тут же уехал на сборы, поэтому позвонил только спустя три месяца. В душе я романтик, поэтому даже писал Лене стихи о любви. Это не были огромные творения - так, небольшие четверостишья, но зато искренне и от души.

Год просто встречались, а потом решили: «Надо, чтобы все было по-серьезному!».

Как положено, пошли к родителям Лены свататься. Сами знаете, как проходят такие встречи: жених с невестой молчат - разговаривают между собой родители. До сих пор на вопрос, не пытался ли кто-нибудь отговорить Лену от свадьбы, отвечаю, мол, такие у нас традиции: если отец невесты согласен, то саму невесту уже никто не спрашивает (смеется). Папа будущей супруги был не против, так что у нее просто не было выбора!

У нас подрастает сынок Айнур, ему уже два года. Трудно сказать, на кого он похож больше: на меня или на супругу. Очень живой, активный, на месте не сидит, к книжкам, к слову, тоже не тяготеет. Наверное, все-таки в меня (смеется). Тоже будет спортсменом! Сейчас, когда я приехал домой, не отходит от меня ни на шаг: «Папа, одевай меня», «Папа, корми», «Папа, пошли гулять». Конечно, ребенку не хватает мужского внимания - я постоянно в разъездах. Общаюсь с сыном в основном по телефону или с помощью скайпа: даже свои золотые медали показывал ему через Интернет. Сейчас папины награды - любимые игрушки Айнура: надевает их себе на шею и щеголяет по дому! Они, конечно, перевешивают, все-таки каждая медаль весит не меньше полкилограмма, так что наблюдать за этим очень забавно.

Если говорить об увлечениях, то на первом месте у меня автомобили. Я сам человек спортивный, так что скорость уважаю. Жена, конечно, ругается, говорит, что это опасно. Но вот от президентского подарка (всем параолимпийцам обещаны «Audi Q7». - Прим.ред.) я решил отказаться. Знаю, что и большинство ребят-параолимпийцев предпочли взять денежный эквивалент. Я отказался, потому что лично для меня «Audi» - не самое удобное авто: большое, роскошное да, но я уже присмотрел себе другую машину - ее привезут мне через пару месяцев. Мечтаю сделать на ней оригинальную аэрографию: на переднем капоте - эмблему Параолимпиады, на заднем - свою фотографию.

Олимпийские призовые в первую очередь планирую потратить на расширение жилья: сейчас мы живем в однокомнатной квартире. Часть денег пойдет на подарки родным, и, наверное, съездим куда-нибудь отдохнуть.

Еще одно мое увлечение - гитара, правда, в последнее время мне было как-то не до нее. Но будет время - обязательно достану и поиграю. Чаще всего исполняю дворовые песенки или что-то из репертуара российских рок-групп. Петь дуэтом пока не планировал, но вот с любимыми «Чайфами» выступил бы на сцене с удовольствием!