Премия Рунета-2020
Уфа
+1°
Boom metrics
Происшествия21 июня 2010 13:55

В Башкирии за смерть 3-летнего Матвея в приемной семье дали два реальных срока

Вчера в Кушнаренковском районном суде поставили точку в скандальном деле

Эта дикая история случилась прошлым летом. Тогда 3-летнего Матвея Катеренчука привезли в районную больницу Кушнаренковского района из деревни Расмекеево. Медики осмотрели его и пришли в ужас: на ребенке не было живого места, весь в синяках, ссадинах и ожогах. Открытая черепно-мозговая травма, ушиб мозга. И даже - страшно сказать - половые органы в порезах. Причем кровоподтеки были наивно замазаны тональным кремом - кто-то явно хотел скрыть зверства, которые творили с мальчиком.

- Жизнь ребенка пять дней поддерживали специальные аппараты, малыш был в коме, - рассказал «КП» нейрохирург республиканской детской клинической больницы Павел Саблин. - Перевезти его в Уфу не получилось, слишком большой риск, мы сделали все, что могли…

Но 10 августа Матвея не стало. Детский организм не выдержал увечий.

Свои последние полгода Матвей прожил в приемной семье у Марса и Зульфии Сафаргалиевых. Четверых родных детей чета уже воспитала, теперь вот решили приемышей облагодетельствовать, взяли четверых из детского дома: кроме Матвея, там же жили его 14-летняя сестра Кристина и два 9-летних мальчика - Саша и Сережа. Документы оформили легко: семья положительная, непьющие все, киоск свой стоит с продуктами (по деревенским меркам это настоящее богатство). Домик добротный. Только слишком уж аккуратно все для многодетной семьи - ни одной детской игрушки во дворе… И слухи ходили нехорошие - мол, взяли детей только из-за денег: за четверых в месяц полагалась нехилая сумма - около 25 тысяч рублей.

Следователи быстро выяснили, что дети жили, как в концлагере. Наказать могли за плохо вымытые полы и неубранный сарай, за случайно разбитую посуду, за смех.

Однажды ребятишки решили поиграть в самолетики. Сделали из бумаги и начали резвиться в комнате. Родители от этой невинной шалости пришли в гнев. Вначале последовало избиение палкой. А потом малышню заставили эти самолетики… съесть.

В приговоре значатся и другие ужасающие сцены издевательств. Однажды Юля приготовила суп. А Матвей его есть отказался. И тогда 20-летняя девушка (кстати, она сама является матерью!) решила воспитать малыша по-своему: насыпала в тарелку перца, как следует приправила стаканом горчицы и начала насильно пичкать этим кушаньем малыша.

А порезы лезвием появились на теле ребенка только из-за того, что он имел неосторожность описаться. Так Юля и ее мать отомстили маленькому Матвею.

Садистско-педагогические приемы этой семьи поражают своей изобретательностью. За случайно подожженный стог сена ребят ждали нечеловеческие пытки - с фашистской жестокостью родственники прижигали им ладони спичками. Причем Матвею это истязание пришлось терпеть неоднократно - еще один раз его точно так же наказали за игру с огнем.

А вот сцена смерти мальчика до сих пор до конца неясна.

- Марсель признался, что ударил Матвея по голове. По его словам, мальчик поскользнулся о свою рвотную массу, ударился головой о стол и потерял сознание, - рассказал прокурор отдела государственных обвинителей Прокуратуры Башкирии Искандер Фахретдинов.

Марсель получил пять лет общего режима за причинение смерти по неосторожности. Его отцу дали три года. А вот обе женщины отделались условными сроками: Зульфия получила три года, Юлия - два с половиной. Приговор в законную силу еще не вступил и, учитывая то, что прокурор требовал реальные сроки для всех членов семьи, они еще могут оказаться за решеткой.

КСТАТИ

Версия обвинения была такова: над приемными детьми в этой семье жестоко издевались Расследованием трагической смерти Матвея занималось Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по РБ. Проведя работу, сыщики пришли к выводу: в этой семье жестоко издевались над детьми. Например, заставляли их работать по дому, в огороде. А за малейшие провинности детей жестоко наказывали. Так, ребята попадали под родительский гнев за плохо вымытые полы и неубранный сарай, за случайно разбитую посуду, за детский смех. Их жестоко избивали руками и ногами, палками и черенками от лопат, держали в холодном погребе. А еще по версии обвинения Зульфия Сафаргалеева вместе с дочерью Юлией Губайдуллиной лезвием порезали 3-летнему Матвею половой член. Только лишь за то, что малыш имел неосторожность описаться в штаны.

КОММЕНТАРИЙ «КП» Отчитались и забыли! В Уфе был (и остается) один из самых знаменитых в стране центров патронатного воспитания. В Башкирию ездили учиться социальные работники из других регионов - как здорово там удалось поставить дело! Сколько сирот находят себе новые семьи! Мо-лод-цы! Что же на самом деле? А на самом деле - очередная показуха, погоня за показателями. Сказано на самом верху: «В стране должно быть меньше сирот!» - а внизу радостно прокричали: «Есть!» И принялись выполнять! В Башкирии (да и не только в Башкирии - см. сайт kp.ru) сирот буквально распихивали по семьям. Уговаривая, упрашивая, соблазняя немаленькими выплатами. Были ли приемные родители готовы заниматься чужими детьми? Искренне ли они желали добра маленькому человеку? Это мало кого волновало. Отчитаться и умыть руки. Но в этом случае такой вот «потемкинский» подход просто-напросто приводит к трагедии. Случай Сафаргалиевых, увы, не первый и - если дело не изменится - не последний. Мы гневно всей страной обрушиваемся на американцев. Но у них за два десятилетия погибли 16 сирот. А у нас каждый год, по данным уполномоченного по правам детей Павла Астахова, убивают до двух тысяч мальчишек и девчонок... Александр МИЛКУС